Бригада малeров им. Казимира Малевича на
2-й Уральской индустриальной биеннале
современного искусства







«Самое себя глаз никогда не видит»

«Названием и основным девизом этого биеннального проекта
мы обязаны короткому трактату Иосифа Бродского.
Трактат озаглавлен «Доклад для симпозиума» и был опубликован
в августе 1989 года, за несколько месяцев до падения Берлинской стены...

............................................................................................- Яра Бубнова

ПРОФИЛАКТОРИЙ

Из величайшей ценности человеческой жизни следует
наличие достоинства у каждого,
даже не подозревающего о том человека.

ПРОФИЛАКТИКА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА КАЖДОГО -

Личность не видит себя со стороны,
не замечает возрастных изменений, не ощущает сама себя, живёт внешним миром…
Когда заходишь в пустую комнату, то обычно говоришь: «НИКОГО НЕТ».
Но ты-то здесь (в комнате) присутствуешь!
А как же ты Сам?!
Ведь Ты сам здесь, Ты существуешь!
Помни о Себе!
Бди собственное достоинство.

Первая инсталляция, встречающая зрителей, — интеллектуальная шутка
«Бригады маляров имени Казимира Малевича» местных художников.
Фраза «Здесь ничего нет» — иронична, так как по определению
искусство не может быть пустым.
По мнению авторов, современное общество с трудом находит причины
собственного существования в системе ответов современного мира.
Поскольку многие «неподготовленные» зрители с трудом воспринимают
некоторые концепции современного искусства, эту позицию можно назвать стебом.

Алиса Сторчак.

















Уральская индустриальная биеннале, организованная ГЦСИ и министерством культуры, открылась в Екатеринбурге второй раз. Один из самых перспективных и масштабных российских проектов в области современного искусства, в этом году Уральская биеннале помимо обширной программы в самом Екатеринбурге запустила программу арт-резиденций в семи городах Свердловской области, в том числе Верхнетурьинске, Первоуральске, Дегтярске, Нижнем Тагиле, Верхней Салде, Невьянске. Что касается основного проекта, который, как и два года назад, можно увидеть в здании бывшей типографии "Уральский рабочий" Екатеринбурга, то куратор Ярослава Бубнова в посредники между современным искусством и миллионной аудиторией постиндустриального города выбрала Иосифа Бродского. Строка из давнего стихотворения 1989 года "Доклад для симпозиума" - "Самоё себя глаз никогда не видит" - стала названием основного проекта Уральской индустриальной биеннале. Изящнее ход трудно придумать. Бродский предлагал читателям "небольшой трактат об автономности зрения", Ярослава Бубнова - выставляет на суд зрителей относительно небольшую, но весомую выставку, в которой участвуют 30 художников из разных стран, об автономности искусства. О том, что смыслы искусства не свести к утилитарной функции, будь то бурлеск политической акции или прагматичность дизайна. О том, что едва ли не главная цель искусства - увидеть глазу "самоё себя". Задача вовсе не такая отвлеченная, как может показаться, на первый взгляд. Насколько она связана с самоидентификацией, демонстрирует остроумная работа екатеринбургских художников, назвавших себя Бригадой малеров (от немецкого der Maler, художник) имени Казимира Малевича. Их работа "Профилакторий" - темный "куб" комнаты, исписанной словами "никого нет", на заднюю стену идет проекция. Там мы воочию видим тот сюжет, что проиграли только что сами. В пустую комнату заходит художник, оглядывается и говорит, дескать, тут - никого. Потом к нему присоединяются коллеги. Словом, получается, что себя мы обыкновенно за людей не считаем. Тут - никого, но ты-то уже здесь. "Профилакторий", помогая обнаружить самого себя в темной комнате, предлагает полушутя, полувсерьез профилактику собственного достоинства: "Помни о себе! Бди собственное достоинство!". С черным "кубом" Бригады малеров... отлично рифмуется инсталляция "М10" Моники Сосновской. М10 - это 10 квадратных метров, поделенных на клетушки, с идеально окленными белыми обоями стенами, с беззвучно распахивающимися светлыми дверями. Окон в этом евролабиринте без Минотавра нет. Поэтому бродя из одной комнаты в другую, зритель мало того, что обнаруживает, что "никого нет", но еще и не имеет шанса взглянуть ни из дома, ни на дом. Получается такой идеально солиптический образ "внутреннего мира". Впрочем, на открытии он стал одним из самых обитаемых, в котором неожиданным встречам, столкновениям, преследованиям и находкам нашлось место.

...................................................Жанна Васильева
...............